СВЕЖИЙ ВЫПУСК | ФОТОРЕПОРТАЖ | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ItalyClub | ПОГОДА | ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВРЕКЛАМА: НА САЙТЕ | В ГАЗЕТЕ

Прогулки по Риму - вариант 2

Исторические раскопки в центре Рима
Театр МарцеллаВ центре Рима неподалеку от форумов на расстоянии пешего хода есть еще целый ряд древних раскопок и зданий, которые вполне можно обойти за несколько часов. На запад от Капитолия, например, находится театр Марцелла, построенный императором Августом в память об утонувшем в Тибре племяннике Марцелле. В средние века аристократы и кардиналы из семейства Барберини отстроили прямо на стенах театра свои дворцы с видом на город, заброшенные сегодня. Неподалеку в сторону набережной Тибра – три колонны, сохранившиеся от храма Апполона, где полководцы отчитывались в своих действиях перед сенатом и народом.

С другой стороны от Колизея, если пройти через метро и подняться по эскалатору к вехнему, северному выходу, можно попасть в район холма Эсквилин, на котором, как говорят, Нерон играл на скрипочке, глядя на подожженный им Рим. История эта не выдерживает проверки фактами, однако именно там когда-то стоял дом Нерона, а за ним располагались термы Траяна. Сегодня на этом месте разбит парк, однако древние стены все еще видны в некоторых местах. Если уж мы с вами оказались на Эсквилинском холме, совершенно необходимо зайти в еще одно место, не являющееся древними раскопками, но представляющее собой первостепенный интерес в Риме. На северо-западной оконечности холма, около Инженерного Факультета стоит небольшая церквушка Сан Пьетро ин Винколи, известная всему миру. Для католиков огромную ценность представляют хранящиеся в крипте под алтарем кандалы, в которые был закован св. Петр перед казнью – говорят,Моисей с течением времени они спеклись в единую цепь. Для всего остального мира церковь эта – местонахождение одной из самых знаменитых скульптур Микеланджело – «Моисея». Присмотревшись, можно увидеть, что на голове Моисея великий скульптор изобразил рога. Столь необычный «головной убор» объясняется неправильным переводом строки ТАНАХа, где говорится, что после получения табличек Завета, у головы Учителя были видны лучи. И луч и рог на иврите – одно слово «керен», а неправильный перевод был сделан св. Иеронимом в 5 веке в Вифлееме. Моисей был установлен Микеланджело над гробницей папы Юлия II, похороненного здесь.

На юго-восток от древнего города, если пройти мимо Палатина по улице св. Григория и свернуть налево, вы попадете к руинам самых больших в мире купален – терм Каракаллы. К сожалению, от пышных украшений этих бань начала 3 века н.э. практически ничего не осталось, золото и статуи были разграблены кардиналами в средние века, но циклопические стены и помещения терм производят неизгладимое впечатление и сами по себе. В древнеримские времена общественные бани – а термы Каракаллы были заведением общественным, каждый император старался угодить народу не в последнюю очередь строительством именно бань – были чем-то вроде современного клуба. Здесь собирались не только и не столько, чтобы помыться, но чтобы хорошо провести время, пообщаться, выпить, поиграть в настольные и спортивные игры, найти «жрицу любви» или просто посидеть и почитать хорошую книгу. Разумеется, при термах были все заведения, обслуживавшие эти потребности, включая библиотеки. Сегодня в руинах терм Каракаллы проводятся оперные фестивали. Кстати, вторые по величине римские купальни в мире находятся у нас, в Хамат-Гадер. От терм Каракаллы начинается знаменитая Аппиева дорога.

Исторический центр Рима
Вообще-то историческим центром называют в Риме всю центральную часть города, ограниченную древней стеной от улицы Луизы Савойской у Тибра на севере, проходящей за виллой Медичи, по проспекту Италии (Корсо д’Италия), по виале Кастро Преторио и Преториано на западе, затем, у порта Маджоре поворачивающей на юг, огибающей термы Каракаллы с южной стороны и вновь упирающейся в Тибр. Однако значительная часть этого пространства на наш взгляд все-таки относится к теме «Центр нового города» и будет описана отдельно. Здесь же мы рассмотрим огромную пешеходную зону от Квиринала на востоке до Тибра на западе и от пьяцца дель Пополоплощади Венеция на юге до Народной площади (пьяцца дель Пополо) на севере. Эти кварталы состоят, в основном, из дворцов эпохи позднего Возрождения, многие из которых отданы учреждениям, но некоторые остались жилыми и до сих пор. Сюда лучше приходить вечером, когда зажигаются огни и подстветки фонтанов и зданий, когда вокруг полно праздношатающейся публики, когда, наконец, открыты все рестораны и траттории в этом, самом популярном для ночных гуляний и ужинов районе Рима. Чтобы обойти пешком весь этот район за один раз нужно не менее пяти часов, и лучше это делать с экскурсоводом. Здесь нет большой проблемы с ориентировкой на местности, в пешеходной зоне вывешено множество указателей на основные достопримечательности, но каждая из них останется скрыта от вас без интереснейшего рассказа знающего человека.

Мы начнем наше путешествие по историческому центру с самого высокого холма Рима – Квиринала, где сегодня располагаются основные правительственные учреждения. Главное здание здесь – дворец президента республики – было построено еще в 16 веке как летняя резиденция пап. С 1870 г. в нем стали жить итальянские короли, а в 1947 г. он перешел по наследству демократической власти республики. Президента в Италии, так же как и в Америке, охраняет Министерство Финансов – «Гуардия ди Финанца». Посреди площади Квиринала – сборная скульптура, причем статуи ее натасканы из разных мест, например, Кастор и Поллукс – из терм Константина. Вокруг огромного дворца расположены и другие административные здания главнейших министерств страны. Мы проходим насквозь через главную площадь и спускаемся по ступеням, а, затем по крутому спуску и поворачиваем направо в первый же проход. Через несколько десятков метров перед нами предстает настоящее чудо, на наш взгляд – красивейшее место Рима, знаменитый фонтан Треви. Его название означает всего лишь «фонтан трех», имея в виду, что здесь сходятся три улицы. Легенда этого места рассказывает, что когда-то Марк Агриппа, зять императора Октавиана Августа и, кстати, лучший друг Ирода Великого, искал в этих краях воду для терм, которые он собирался построить неподалеку отсюда. На разведку были посланы легионеры и вот именно здесь, на этом месте прекрасная юная дева указала им чистейший источник. Хотя многие путеводители утверждают, что вода до сих пор сюда поступает по акведуку Агриппы, увы, необходимо признать, что она уже много лет течет из обычного городского водопровода – легендарный источник иссяк несколько веков тому назад. Первое сооружение здесь было построено еще в 1453 году, но от него практически ничего не осталось. Красивейшая скульптурна группа, которую мы можем видеть сегодня – это работа великолепного римского скульптора 17 века Джанкарло Бернини. Фонтан Треви был сооружен им в 1640 году, а позже несколько перестроен Николо Сальви в 1730. Любители классического кино конечно вспомнят, что именно в этот фонтан бросилась Анита Экберг из «Сладкой жизни» Феллини. Сегодня не то что бросаться, но даже и просто касаться этой воды строжайше запрещено местными властями. А вот кинуть монетку – можно, даже пять монеток по местной традиции, чтобы сбылось все хорошее…

Само здание за фонтаном в разные времена принадлежало разным людям – папам, кардиналам, аристократии и знати, а в 19 веке здесь жила княгиня Зинаида Болконская – впрочем, это не единственный ее дворец в Риме. Болконская, напомним, вышла замуж за итальянского князя, прожила в Италии большую часть своей жизни, умерла и была похоронена в Риме. Напротив фонтана, если стоять к нему лицом – направо и назад – на углу небольшая церквушка. В ней, справа от входа и похоронена русская княгиня. А неподалеку от нее – известный по романам Дюма кардинал Мазарини. Сегодня бывший дворец превращен в художественную галерею под названием Академия св. Луки.

От фонтана Треви мы идем налево (если стоять лицом) и вскоре пересекаем самую модную улицу Рима виа дель Корсо. За ней, вновь по небольшим пешеходным улочкам продолжаем наш путь в том же направлении. Черех пять минут слева оказывается мощный портик состоящий из 11 колонн – фронтон храма Адриана, того самого императора, который разрушил Иерусалим. К фронтону приделано здание 17 века, в котором сегодня размещена одна из римских фондовых бирж. Если зайти по узкому проулку за этот дом, с другой его стороны – также небольшая площадь с церковью. И площадь и церковь посвящены святому Игнатию Лойоле, уж не знаем, кому в голову пришло канонизировать эту зловещую фигуру. Лойола в молодости был рубакой-рыцарем, но после тяжелого ранения на поле боя и не менее тяжелого выздоровления судьба забросила его в Иерусалим, где Игнатий получил так называемый «иерусалимский синдром», то есть сошел с ума на религиозной почве. Вернувшись в 1524 году в Италию, Лойола основал собственный монашеский орден, орден Иезуитов, который прославился своей жесточайшей инквизицией и расправами над инакомыслящими. Самым жестоким инквизитором в истории человечества был сам Игнатий Лойола, поставивший себя в один ряд с такими омерзительными личностями, как Калигула или Берия. Однако богато украшенная церковь св. Лойолы представляет некоторый архитектурный интерес.

Проложив наш путь в западном направлении, через несколько сотен метров мы попадем к самому древнему полностью сохранившемуся зданию в Риме – к Пантеону. Он был построен в 27 г. до н.э. Пантеонкак храм всех богов Марком Агриппой, зятем императора Августа, перестроен после пожара императором Алрианом, а в 609 году превращен в церковь, что спасло его от разрушения. Одно время здание служило городским рынком. Когда-то купол Пантеона был покрыт золотом и изнутри и снаружи, однако позолота сверху была снята Константином II, а в 1620 г. папа Урбан VIII из семейства Барберини снял золото, покрывавшее свод изнутри для того, чтобы покрыть им балдахин Барберини в соборе св. Петра. В Ватикане. Именно тогда возникла злая римская поговорка: «Что не сделали варвары, сделал Барберини» (варвары по-итальянски – «барбери»). Считается, что купол Пантеона более чем на метр превосходит купол собора св. Петра, что делает его самым большим в мире. Однако в мире существуют по крайней мере десяток куполов, претендующих на книгу Гинесса – это купола св. Петра и Пантеона в Риме, купол Санта Марии деи Фиоре во Флоренции, купол Храма Гроба Господня и Наскальный купол в Иерусалиме и купол одной из церквей на Мальте. Серьезный сравнительный анализ никогда не проводился. Сегодня Пантеон возвращен к своему первоначальному предназначению – здесь хоронят великих людей. Мы можем увидеть могилу Рафаэля, могилы итальянских королей Виктора-Эммануила II, Умберто I, есть также фиктивная могила Данте, прах которого на самом деле (по крайней мере его часть – см. Флоренция, Санта Кроче) захоронен в Равенне. Пантеон открыт для посещения, как правило, до темноты.

На площади Пантеона установлена пирамидальная стела с египетскими надписями на ней. Такие памятники можно увидеть на многих площадях Рима, ставили их в честь захвата египетских колониях Италии. Здесь же, в одном их старых домов находится и функционирует до сих пор одна из старейших римских гостиниц. Мемориальная доска на ее стене повествует о великих людях, которые в ней останавливались. Неподалеку от Пантеона на юг есть также небольшая церквушка Санта Мария над Минервой, построенной еще в 1280 г. на месте более древней, где есть работы Микеланджело и Бернини (слон с пирамидой). Весь район от Пантеона до следующей нашей остановки – это сплошные кафе и рестораны, по большей части очень приличные, хотя и недешевые и если вы проголодались, вполне можно сделать остановку для позднего обеда или раннего ужина. Путеводители рекомендуют обязательно попробовать в Риме знаменитую телячью отбивную с ветчиной под названием “прыгни в рот” – салтимбокка алла романа, но можно с неменьшим удовольствием съесть несколько более кошерные бараньи ребрышки в горшочке или лазанью, разумеется с мясным соусом, попробовав в виде гарнира салат из артишоков и запив все это раздолье вкуса белым Кампо Веккио из ряда вин Фраскатти.

Подкрепившись, отправимся дальше в том же направлении и на противоположной стороне следующей улицы, которую мы пересекаем – Сан Луиджи деи Франчезе мы увидим церковь того же названия, то есть церковь св. Людовика Французского, которая была построена в 16 веке, но интересна прежде всего тем, что здесь находятся три оригинала картин Караваджо, к сожалению не очень хорошо видных из-за плохого освещения. Это – “Призвание Матфея”, “Мучения Матфея” и “Апостол Матфей с ангелом”. Пройдя еще немного на запад, мы выходим на большую улицу Корсо дель Ринащименто, и повернув направо, а, затем, сразу налево попадаем к одной из самых красивых площадей Рима – пьяцца Навона. Обратите внимание, что площадь имеет вытянутую овальную форму, точно по размерам древнеримского ипподрома. Тут действительно был обнаружен ипподром императора Домициана, который потом засыпали, а дома возвели вокруг, так чтобы они не раздавили древние постройки, которые находятся под землей.

Название площади, как считается, произошло либо от итальянского слова «наве», что означает «корабль», либо от сокращения «агоне» – арена. Таково, по крайней мере, происхождение названия одной из улиц, сюда ведущих и церкви Сант Аньезе ин Агонале. Отсюда же – русское «агония». Ипподром - стадион перестраивался много раз и предполагают, что здесь одно время шли соревнования по греческой борьбе. В центре площади установлена одна из самых знаменитых работ скульптора Бернини монументальный «Фонтан Четырех Рек». У подножия с четырех сторон – четыре фигуры, символизирующие реки Ганг, Дунай, Ла-Плату и Нил (последний - с повязкой на глазах, так как к моменту возведения скульптуры исток этой реки еще не был открыт). Говорят, что эти статуи с презрением смотрят на церковь, а одна из них даже прикрывает глаза рукой, чтобы не видеть работу другого зодчего, с которым у Бернини была жесточайшая конкуренция – Борромини. Эти два художника ненавидели друг друга с силой, доступной лишь людям искусства. Борромини, построивший церковь Святой Агнессы в Агонии – Сант Аньезе ин Агонале, несколько менее известен, чем его противник, хотя ему принадлежит множество прекрасных работ, украшающих столицу Италии. На фасаде церкви изображена Агнесса, наготу которой прикрывают волосы – христианская легенда об этой святой повествует, что когда язычники, в качестве наказания, выставили набожную женщину голой на площади, ее волосы стали расти с невероятной быстротой, прикрывая неположенную наготу. В этой церкви, кстати, снимался последний, неудачный фильм Челентано, где великий актер впервые выступал в роли режиссера.

В левом, если стоять лицом к церкви, конце площади – еще одна работа Бернини – фонтан Мавра. В правом же лишь в 19 веке достроили третий фонтан, чтобы не нарушать симметрию пространства. В декабре на площади открывается рождественский базар и фестиваль в честь колдуньи Бефана, приносящей плохим детям уголь, а хорошим – подарки. Здесь собираются художники, портретисты, фокусники, показывающие свое искусство и торгующие своими Пьяцца Навона произведениями. Сегодня площадь Навона - это очень дорогой элитарный район, где живут самые знаменитые и богатые режиссеры, актеры, художники, в том числе и сам Адриано Челентано. Говорят, что в кафе-мороженных на этой площади – самое вкусное мороженное в Риме, но по нашему мнению оно ничем не отличается от других. Однако посидеть и освежиться перед продолжением пути будет нелишним.

Мы покидаем пьяцца Навона через самую его южную сторону, пересекаем Корсо Витторио-Эммануэле и через несколько шагов попадаем на небольшую, но очень красивую площадь, которая называется Кампо деи Фиори, что в переводе означает «Цветочный луг». На этом цветочном лугу в 1600 г. церковные мракобесы сожгли живьем великого ученого Джордано Бруно, первым понявшего, что Земля вращается вокруг солнца, а не наоборот. В наше время городские власти установили здесь памятник астроному, около которого по вечерам собирается золотая молодежь, поет песни, бренчит на гитарах, а днем здесь – овощной базар. Если пройти от Кампо деи Фиори на восток, то скоро дойдем до руин самого первого в Риме театра – театра Помпея. Рядом когда-то было первое помещение сената (до Курии на форумах), на ступенях которого был заколот Гай Юлий Цезарь. Сегодня на фундаменте театра стоит церковь Сант Андреа делла Валле, в часовне которой молятся герои оперы Пуччини «Тоска». Стены театральных конструкций можно также увидеть в нижних помещениях некоторых местных ресторанчиках, которые беззастенчиво этим пользуются для привлечения туристов. Пройдя еще дальше на восток вы наткнетесь на площадь Торре Арджентина (или Ларго Арджентина), где расположен один из римских театров, музей театра и раскопки римских храмов 4 века до н.э.

Теперь вернемся к площади Навона, либо мимо Пантеона, поднявшись прямо на север от Корсо Витторе-Эммануэле, либо вернувшись назад к тому месту, где мы пересекли эту улицу впервые. За северо-западным углом пьяцца Навона стоит церковь Санта Мария делла Паче, не очень интресесная само по себе, но хранящая фреску Рафаэля «Четыре Сивиллы». Отсюда, обойдя площадь Навона с севера, мы пойдем на восток ко дворцу Киджи, официальной резиденции премьер-министра Италии и площади Колонны, где сохранилась 30-метровая колонна Марка Аврелия, римского императора второй половины 2 века нашей эры, правда теперь она увенчанная статуей св. Павла. За площадью Колонны проходит крупнейшая артерия исторического центра – виа дель Корсо, которую мы с вами уже пересекали в начале пути. Напротив палаццо Киджи направо (на восток) отходит улица Тритона, по которой можно дойти до площади Барберини, на которой находятся две работы Бернини – в центре фонтан «Тритон», а в углу – «Пчелы». От этой Испанская лестницаплощади мы отправимся на северо-запад по улице виа Систина и через некоторое время увидем одну из красивейших церквей Рима – Тринита деи Монти, которая стоит над знаменитой Испанской лестницей, построенной в начале 18 века. Широкая лестница спускается к Испанской площади, самому любимому месту сбора молодежи в городе, элитарной и интеллектуальной, туристов и путешественников. Здесь бывали и жили Лист, Стендаль, Гете и Байрон. В розовом доме на углу у лесницы жили Китс и Шелли – теперь там их дом-музей. У подножия лестницы – еще одна работа Бернини – фонтан «Лодка».

От площади Испании мы направимся вновь на северо-запад по виа Бабуино и, свернув во второй переулок налево (виа Виттория), вновь пересечем виа дель Корсо и, продолжая идти в том же направлении, через несколько десятков метров увидим внушительные руины мавзолея Августа, построенного в 28 г. до н.э. Отсюда, вернувшись на улицу дель Корсо, пойдем по ней на север, чтобы через десять минут увидеть слева церковь Санта Мария деи Мираколи, справа – церковь Санта Мария дель Пополо, а за ними – одну из самых больших и красивых площадей исторического центра - Народную площадь – пьяцца дель Пополо, где мы и закончим наш маршрут. Если церковь Санта Мария дель Пополо открыта, то в нее стоит зайти, чтобы увидеть фрески Пинтуриккио, картины Караваджо и внутренний дизайн Рафаэля и Бернини. Сама площадь дель Пополо когда-то служила местом проведения казней, затем была перестроена в 19 веке, как говорят на деньги, вырученные с налогов, которыми облагались местные проститутки и приобрела форму эллипса. На самой площади стоит настоящий древний египетский обелиск, привезенный из Александрии императором Августом и украшавший цирк Массимо. На пьяцца дель Пополо можно сесть на метро, отправится в гостиницу, с тем, чтобы на следующий день продолжить исследования других, не менее интересных частей Рима.

Автор: Игорь Торик |ЖЖ  www.torick.com|

РЕКЛАМА

ItalyNews.RU | Advert

© 2005-19 «ItalyNews.RU»
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «ItalyNews.RU» обязательна.
В Интернет прямая гиперссылка: см. «Условия использования материалов».
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Письмо в редакцию  
     ItalyNews.RU - новости Италии