PRo Италию честно!
23 ноября 10:54
 


15.04.2006

Распечатать

Рождение итальянского Фауста.

"Дарование его было так велико, что в любых трудных предметах... он легко и совершенно находил решения; слава его имени разлилась так далеко, что не только у своего времени было оно в чести, но еще более возросло в потомстве, после его смерти". Вы знаете, о ком идет речь? Нет? Тогда, вот еще подсказка. Этого человека называют символом, титаном эпохи, итальянским Фаустом, многогранным гением Возрождения. Еще не догадались? Тогда, читайте...

В живописных горах области Тосканы, что на севере Италии, расположен чудесный, всемирно известный городок - Винчи (а теперь?!). Он стоит на склоне Монте Альбано, одной стороной спускаясь в долину реки Арно, к Флоренции, другой, поднимаясь к вершинам скал. Воздух здесь столь чист и прозрачен, что можно увидеть Средиземное море, находящееся приблизительно в 65 км отсюда. По скалам и горам, которые мало изменились за последние пятьсот-шестьсот лет, текут быстрые и звенящие, очень холодные в любое время года и при всякой погоде ручьи.

В этой гористой местности 15 апреля 1452 г. родился один из самых ярких и загадочных людей – Леонардо. Изобретатель и художник, скульптор, инженер и ученый, он поражал людей своего времени, и продолжает удивлять нас сейчас, спустя многие столетия. Пожалуй, ни одному другому художнику не уделялось и не уделяется такого внимания, как великому Леонардо. Создаются тома его биографии, несколько столетий ученые пытаются разгадать таинственную улыбку одного из известнейших его шедевров, хранящегося в Лувре, - Моны Лизы (французы называют ее Джокондой), о художнике и его произведениях ходит множество легенд, пишутся научные работы и серии детективно-мистических книг.

Загадки Леонардо начинаются с самого рождения. О его матери сохранилось очень мало сведений, происхождение Катарины вызывает множество споров. Анонимная "Биография", написанная вскоре после смерти Леонардо в 1520-30-х гг. говорит, что он "был по матери хорошей крови". Однако, известно, что вскоре после рождения сына Катарина вышла замуж за местного крестьянина, а значит, вряд ли можно говорить о ее благородном происхождении, она была, скорее всего, простолюдинкой. Среди биографов мать Леонардо принято считать молодой крестьянкой, у жителей города Винчи есть традиция называть ее хозяйкой таверны. Зато в отношении второго родителя вопросов не возникает. Мессэр Пьеро, отец Леонардо, был состоятельным горожанином, землевладельцем, обладал титулом "сеньора", он занимал серьезную и уважаемую должность нотариуса, что, однако не мешало ему иметь весьма свободные нравы. Месье был женат 4 раза, имел, по подсчетам Леонардо, 10 сыновей и 2 дочерей.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели не очень строго, поэтому маленький Леонардо не стал изгоем, он был признан отцом, а в возрасте 4,5 лет даже стал жить в его доме. Первое официальное упоминание о художнике встречается в налоговом реестре 1457 г., где он назван незаконным сыном Пьеро.

О детстве и юношестве Леонардо не осталось почти никаких сведений. Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, сохранившихся до наших дней нет ни одной, которая касалась бы его юности. Впервые более или менее полная биография Леонардо появилась в книге Джорджо Вазари "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Сочинение было написано спустя 31 год после смерти изобретателя, в 1550 г., и поэтому работа содержит множество неточностей. Вазари так пишет о Леонардо: "В одном существе дивно соединяются красота, изящество и дарование... каждое его действие носит печать божественности. Силы в нем было много, и соединялась она с легкостью; его помыслы и поведение были всегда царственны и великодушны". О ком еще могли быть сказаны столь прекрасные, вдохновленные, переполненные восхищением и преклонением слова?

О художнике ходит множество легенд, одна из них, наиболее часто повторяемая раскрывает некоторые черты юного дарования. Однажды к Пьеро пришел некий поселянин и попросил его отвезти во Флоренцию художнику для росписи щит, вырезанный им собственноручно из фигового дерева. Мессэр не стал отказывать крестьянину, поставляющему его семейству прекрасную рыбу и дичь, а отдал щит Леонардо с наказом расписать его. Юноша, взяв этот щит в руки и увидев, что он крив и занозист, стал выправлять его на огне. Сделав его ровным и гладким, Леонардо задумался над тем, что же на нем изобразить такое, что пугало бы любого приближающегося, наподобие того впечатления, что производит голова Медузы. Для этих целей он закрылся в подвале, натаскав туда предварительно змей, ящериц, пиявок, кузнечиков, бабочек и всяких иных тварей. Несколько дней Леонардо наблюдал и из их множества, разнообразно сопоставленного, создал ужасное чудовище, выползающее из глубин пещеры, выдыхающее кислоту и языки пламени. Художник был так поглощен созданием своего шедевра, что совершенно не замечал характерного зловонного смрада, источаемого мертвыми и издыхающими существами.

Случилось так, что мессэр Пьеро забыл о щите, и когда Леонардо неожиданно показал его отцу, тот начал в испуге и отвращении пятиться. Леонардо остановил его, говоря: "Эта вещь служит тому, ради чего она сделана; поэтому возьмите ее и отнесите..." Отец горячо одобрил работу сына, после чего спокойно купил у старьевщика другой щит с изображением сердца, пронзенного стрелой, и отдал его благодарному заказчику. Что стало затем с щитом точно не известно, считается, что Пьеро продал его за сто дукатов купцам. Джорджо Вазари утверждает, что владельцем его затем стал герцог Миланский.

Любопытство, неестественно острая наблюдательность, богатейшее воображение, способность отстраняться от окружающего мира, великая любовь к искусству и науке, – все эти черты, сформированные в детстве, разовьются в последующее время, и в совокупности с талантом позволят Леонардо стать тем, кем он стал.

Продолжение следует...



Автор: Екатерина Шомова, ItalyNews.RU
  Rambler's Top100  
© 2005 «ItalyNews.RU»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «ItalyNews.RU» обязательна, в Интернет прямая гиперссылка : см. «Условия использования материалов».
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Письмо в редакцию  Реклама в «ItalyNews»
Cоздание сайта, web дизайн - Webexpert