Российские военные корабли впервые примут участие в учениях НАТО
В субботу корабли Черноморского флота - большой десантный корабль (БДК) «Азов» под командованием капитана 2 ранга Дмитрия Худобы и гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» под флагом заместителя командующего ЧФ вице-адмирала Василия Кондакова - прибудут в итальянский порт Мессина на Сицилии.
Здесь им предстоит присоединиться к учениям ВМС стран НАТО в рамках проводимой на Средиземном море операции «Активные усилия». Ее цель - не допустить перевозку морским транспортом оружия и боеприпасов, химических и биологических веществ для нужд террористических организаций.
Взаимодействие с кораблями НАТО для российских моряков - новая и нужная наука (раньше любой иностранный корабль рассматривался нашим флотом только через прицел ракетной или артиллерийской установки), которую они начали осваивать с позапрошлого года. Тогда, впервые в истории отечественного атомного флота, российская АПЛ «Вепрь» не только устанавливала радиоконтакт с французской субмариной, но и совместно с ней маневрировала. Затем наша АПЛ совершила заход во французский порт Брест. Были проведены российско-итальянские учения «ИОНИЕКС-2004». Целью всех этих мероприятий, как говорят специалисты, было подключить Россию к выполнению совместных задач по поддержанию глобальной безопасности. «Активные усилия» - одна из таких операций. Однако, как тогда выяснилось, при всем желании полноценно подключиться к ней Москва оказалась не готова.
Например, в ходе совместных маневров выяснилось, что у сторон нет аппаратуры, позволяющей обмениваться документами. Выявилось расхождение при работе светосигнальными средствами и флагами (корабли ВМФ РФ используют международные законы МППСС и МСС, корабли ВМС Италии - своды стран НАТО). Было предложено рассмотреть вопрос об установке на наших кораблях комплексной системы опознавания дружественных самолетов. Все эти вопросы российские и западные моряки решали в прошлом году. Натовцы работали в Севастополе, а российские моряки ездили к ним. Учеба проходила и в ходе перехода российских кораблей из Черного в Средиземное море. В течение суток на борту ГРКР «Москва» представители объединенного компонентного командования ОВМС НАТО ЮГ в Неаполе провели ряд запланированных ранее лекций для российских военных моряков. Офицеры Североатлантического альянса рассказали о задачах, перспективах и составе сил операции, развернутой в Средиземном море в 2001 году. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы организации связи и тылового обеспечения участников операции, обсуждались детали предстоящих совместных учений кораблей ВМС НАТО и ЧФ России.
Из Черного моря - в Средиземное
Неформальные консультации 26 министров обороны стран-членов НАТО состоятся 9 и 10 февраля в г. Таормина (Италия). Параллельно там же пройдет заседание Совета Россия-НАТО, в котором примет участие заместитель председателя правительства - министр обороны РФ Сергей Иванов. Ключевой темой обсуждения станут предстоящие изменения политической и военной структуры Североатлантического альянса. В связи с этим министры обсудят перспективы развития Сил оперативного реагирования НАТО (NATO Response Force). Министры обороны стран НАТО рассчитывают обсудить с российским коллегой и перспективы военно-морского сотрудничества в Средиземноморском регионе. А 11 февраля на Сицилию прибывают боевые корабли Черноморского флота (ЧФ) России, впервые принимающие участие в натовских учениях "Активные усилия".
В Брюсселе признают, что без Москвы обеспечить надлежащий контроль за судоходством в Средиземном море сложно. Ежедневно через Средиземное и Черное моря проходит не менее 4 тысяч судов, в то время как со стороны НАТО за ними следит не более 10 боевых кораблей. Впрочем, в их задачи не входит непосредственный досмотр подозрительных судов. По словам командующего Объединенными военно-морскими силами (ОВМС) НАТО в Южной Европе вице-адмирала Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте, «спецслужбы предупреждают о судах, в трюмах которых могут быть запрещенные грузы. Следим и за странными действиями судов в море. А проверку можем провести только с разрешения капитана. Если он не согласится - сообщаем службе безопасности страны, куда направляется судно, об отказе. В порту досмотрят. За три года проведения операции мы не выпустили ни одного снаряда».
Именно по этой причине операция «Активные усилия» еще называется на Западе операцией «В бархатных перчатках». Зато, как говорит Монтефорте, было задержано немало нарушителей и лиц, находящихся в международном розыске. По этому поводу адмирал даже привел пример: «Мы наблюдали за судном, которое шло в Черное море. Однако, войдя в него, оно резко изменило курс, вернулось в Босфор и направилось к берегам Греции. Мы сообщили об этом береговой службе. При досмотре выяснилось, что по документам судно пустое, а в трюме лежало 680 тонн взрывчатки...».
На Западе говорят, что российский флот всегда готовился к проведению морских операций высокой интенсивности. НАТО придерживается принципа присутствия в том или ином районе моря. Это операции «малой интенсивности» - просто стой и наблюдай за обстановкой. Такая тактика более эффективна, когда речь идет о противодействии террористическим организациям на морских коммуникациях. Да и дополнительных расходов не требует. Вклад государства в выход кораблей в море заключается только в обеспечении их топливом. Все остальное - как если бы каждый решал задачи в собственных интересах.
В Москве участие российских кораблей в учениях «Активные усилия» рассматривают не только как выполнение задач по противодействию терроризму. Это и знак готовности страны отстаивать свои интересы на морских коммуникациях. Еще несколько лет назад любое российское судно могло быть досмотрено, как это и случалось не раз в Персидском заливе во времена американской операции «Буря в пустыне». Теперь, когда в море есть российские боевые корабли, американцы сначала поставят в известность их о своих намерениях и только потом будут что-либо предпринимать. И то, если получат согласие.
В планах этого года в рамках взаимодействия по линии Россия-НАТО запланировано более 50 совместных мероприятий в рамках международной антитеррористической деятельности. И операция «Активные усилия», как отмечают эксперты, пожалуй, пока единственное мероприятие, где Россия в полной мере готова сотрудничать с НАТО. Возможно, именно она и станет поворотной точкой, после которой стороны будут не столько на словах, сколько на деле демонстрировать реальное сотрудничестве в сфере всеобщей безопасности.